Биография Майкл Гордон Олдфилд родился 15 мая 1953 года в городке Ридинг в Англии. Увлекшись игрой на гитаре, Майк уже в возрасте 10 лет начал писать музыку и выступать в местных фолк-клубах. В 14 лет Майк бросает школу и, вместе со свой сестрой Салли, организует фолк-дуэт Sallyangie. Группа записала несколько синглов и альбом Children of the sun, после чего последовал небольшой концертный тур. В 1968 дуэт распался и Майк организовал новую группу - Barefoot, которая также просуществовала меньше года. В 1969 Майк присоединяется к Кэвину Эйрсу (Kevin Ayers) и группе The Whole World в качестве гитариста. В составе группы также был Дэвид Бэдфорд (David Bedford), который впоследствии стал соратником Майка в его сольной карьере. В составе The Whole World Майк проработал над четырьмя альбомами. В 1971 году группа распалась и Олдфилд начал сольную карьеру.
Достижения
Tubular Bells были задуманы Майком еще в 1970, когда он был в составе The Whole Worlds. После долгих часов одиночества в знаменитой студии Abbey Road в 1972 году была готова демо-версия Tubular Bells. Майку так понравилась собственная работа, что он разослал демо-запись во все крупные звукозаписывающие компании, которые дружно сочли эту музыку некоммерческой и отказали. Единственным человеком, которого заинтересовала эта музыка, оказался Ричард Брэнсон (Richard Branson) - хозяин нескольких магазинов по продаже грампластинок по сниженным ценам. Однако у него не оказалось средств для выпуска альбома. Годом спустя Ричард решает основать звукозаписывающую компанию и вспоминает о молодом композиторе, надеясь удачно перепродать его музыку. В то время Майк был вторым запасным гитаристом в мюзикле Hair и находился в состоянии глубокой депрессии. Брэнсон немедленно заключает контракт с Майком, скопировав его с контракта какого-то сессионного музыканта, так как даже не знал, что должен включать в себя контракт. Заняв вместе со своим компаньоном Томом Ньюмэном (Tom Newman) 25000 фунтов-стерлингов, Ричард покупает дом под Оксфордом и переоборудует его под студию. Так как вокруг были жилые дома, у студии постоянно возникали проблемы с соседями, регулярно жаловавшимися полиции на шум. В результате один из музыкантов постоянно сидел у окна и давал сигнал, если видел полицию. Когда полицейские заходили на студию, то видели всех музыкантов, дружно пивших кофе на кухне.
В процессе работы над альбомом Олдфилд освоил практически все профессии, необходимые для записи музыки. Первая часть альбома была записана за неделю, вторая - за месяц. Майк сам сыграл практически на всех инструментах, использовав также около 2300 магнитофонных обрывков для всевозможных наложений. Впервые Tubular Bells были представлены на Каннском музыкальном фестивале совместно с джэм-сессией "Manor live" Элки Брукса (Elkie Brooks). Представители многих звукозаписывающих компаний проявили большой интерес к полностью забытому позднее Элки Бруксу, проигнорировав работу Майка. Единственной компанией, проявившей интерес к музыке Олдфилда, оказалась American Mercury Records. Однако она поставила условие появления вокала в музыке, что категорически не устроило Майка. В итоге Ричард Брэнсон решил издавать альбом собственными силами.
Первый официальный релиз компании Virgin Records, V2001: Tubular Bells вышел в июне 1973 года. Альбом был представлен в лондонском Queen Elizabeth Hall 28 июня. Критики и публика приняли абсолютно новую музыку с большим энтузиазмом. Продажи альбома подтвердили это - свыше 2 миллионов копий за год и около 16 миллионов копий на сегодняшний день. Альбом стал самым продаваемым в Англии в 1973 году, опередив таких гигантов как Peter Gabriel, Genesis и Simple Mind. Популярности альбома в США способствовало использование его фрагментов в знаменитом фильме "Изгоняющий дьявола"(The Exorcist). Альбом сразу попал на верхние строчки мировых чартов и был вытеснен оттуда лишь своим последователем, вторым диском Майка Hergest Ridge. Альбом, вышедший в 1974, немедленно возглавил хит-парады и доказал, что Майк Олдфилд не стал музыкантом-однодневкой. Название пластинки произошло от названия местности на побережье Уэльса. Альбом оказался более зрелым по содержанию, но утратил некую новизну и оригинальность. Продажи были сравнительно разочаровывающими. Интересный факт - Hergest Ridge оказался первым альбомом Олдфилда, возглавившим британские чарты. В то время как Tubular Bells заняли лишь второе место в год выпуска. И лишь после выхода своего последователя Tubular Bells на неделю возглавил чарт. Майк стал третьим музыкантом в мире, после Пола Маккартни и Боба Дилана, вытеснившим самого себя с первого места британского хит-парада. Всего Tubular Bells продержались в британском чарте 247(!) недель.
Вышедший в 1975 году третий альбом композитора Ommadawn продемонстрировал, что Майк скомбинировал лучшие элементы обоих предшественников. Альбом получился великолепным и был провозглашен "шедевром века", а Майка пресса нарекла "Волшебником тысячи наложений". Впервые Олдфилд позволил принять участие в создании музыки другим музыкантам. После выхода альбома, ведущий довольно замкнутый образ жизни Майк удалился в свое деревенское поместье, чтобы избежать назойливого внимание шоу-бизнеса и осмыслить причины своего успеха. До 1978 года музыкант не появляется на публике и не дает интервью. За этот трехлетний период был выпущен лишь четырех дисковый сборник Boxed, содержащий все три альбома, которым Майк придал немного другое звучание и дополнил небольшими вставками, а также альбом записанный в сотрудничестве с другими музыкантами. В этот же период Олдфилд проходит специальные курсы с целью избавления от своей природной застенчивости, на которых встречает свою первую жену. Однако брак распался через месяц.
В 1978 Майк Олдфилд вышел из затворничества, представив свой новый двойной альбом Incantations, в котором впервые был использован вокал. Именно тогда Майк поразил музыкальную прессу и своих фанатов короткими волосами и серьгой в правом ухе. Также он дал несколько довольно агрессивных интервью. Итак, Майк изменился и, чтобы доказать это, отправился в турне в сопровождении свыше 100 музыкантов. Хотя почти все концерты прошли с аншлагом, тур оказался убыточным и был завершен с долгом в 100000 фунтов-стерлингов. Фрагменты этого тура вошли в двойной альбом Exposed.
Вышедший в 1979 г. Platinum явил собой новую концепцию Майка Олдфилда - длинная инструментальная композиция на первой стороне пластинки и четыре легких песни на другой. Впервые также Майк использовал композиции других музыкантов - North Star Филипа Гласса и I Got Rhythm Гершвина. Затем последовал Platinum-тур в сопровождении всего лишь 11 человек. В 1980 г. вышел очередной диск композитора Queen Elizabeth II(QE2), немедленно ставший "золотым". Альбом не содержал длинной инструментальной композиции, заполнявшей всю сторону пластинки. Taurus I - длиннейший трэк, звучит меньше 10 минут. Опять были представлены композиции других музыкантов - Arrival(ABBA) и Wonderful Land(The Shadows). В марте 1981 Майк отправляется в новое европейское турне в сопровождении 5 музыкантов. В каждой стране в концерт включалась какая-то национальная мелодия - "O Sole Mio" (Ливорно, Италия), "Blue Danube" (Вена) и "The Royal Wedding Anthem" в Портсмуте и Лондоне. В Лондоне Майк был удостоен звания "Почетный гражданин Лондона".
Five Miles Out вышел весной 1982 г. и стал первым альбомом Virgin-Deutschland попавшим в немецкий топ-20. Альбом опять включил в себя длинные инструментальные композиции - Taurus 2 занял всю первую сторону пластинки, а Orabidoo - половину второй стороны. Дополнили вторую сторону такие хиты как Five Miles Out, Mount Teide и Family Man. Альбом был посвящен трагическому эпизоду случившемуся в предыдущем туре Майка, когда он и его команда на маленьком самолете попали в страшный шторм. Диск стал наиболее коммерчески успешным со времен Tubular Bells, однако множество старых поклонников Олдфилда не приняли его из-за наличия чересчур попсовых хитов.
Альбом Crises, вышедший в 1983 г., считается одним из самых лучших у Майка. Композиции Moonlight Shadow и Shadow On The Wall сразу стали мировыми хитами. Затем последовал очередной европейский тур, увенчанный концертом на знаменитой Wembley Arena, отметивший десятилетний юбилей творчества Майка.
Для записи своего следующего альбома Discovery Майк отправился в швейцарские Альпы. Результатом стали 7 песен и одна инструментальная композиция. Наибольшую известность получила композиция To France с великолепным вокалом Мэгги Рэйли ( Maggie Reilly). Большая часть поклонников Олдфилда признали диск неудачным, посчитав его слишком легким. Discovery-тур, последовавший далее, включил в себя более 50 концертов, из них 20 - в Германии. В 1985 г. Майк закончил писать саундтрэк к фильму The Killing Fields. Музыка, написанная с помощью старого друга Дэвида Бэдфорда, была мистическая и очень волнующая. Альбом сильно отличается от других работ композитора и находится на грани авангарда. При записи диска Майк использовал большой хор мальчиков. После выхода The Killing Fields у Майка случился очередной приступ затворничества и в течении 2 лет было выпущено лишь два сингла с одинаковым форматом: попсовая песенка на первой стороне и инструментальная композиция на другой.
Вышедший в 1987 г. альбом Islands мгновенно всколыхнул интерес прессы к "Волшебнику тысячи наложений". Тем более, что в личной жизни музыканта произошли большие изменения. Майк расстался со своей подругой Салли Купер, которая была также вокалисткой в нескольких альбомах композитора. От Салли Майк имел троих детей. Из-за этого к записи пластинки была привлечена новая певица - норвежка Анита Хегерланд, впоследствии ставшая новой подругой Майка и принесшая ему двоих детей. Что касается Islands, то он был холодно встречен прессой и имел довольно низкие продажи, хотя 21-минутная инструментальная композиция The Wind Chimes признается фанатами музыканта одной из лучших в его творчестве. На этот трэк было снято прекрасное видео в полную длину композиции. Наконец стоит отметить, что над альбомом работало 4 сопродюсера (один из них - будущий основатель Enigma Майкл Крету) и 5 вокалистов, включая знаменитую Бонни Тайлер (Bonnie Tyler).
В 1989 г. вышел Earth Moving, примечательный тем, что в альбоме не оказалось ни одной инструментальной композиции. Майк использовал 6 вокалистов для записи десяти песен. Альбом был очень сдержанно встречен фанатами и даже сам Олдфилд остался не доволен им. Это обьясняется тем , что Virgin Records буквально заставила Майка написать коммерческий альбом. Отношения между Virgin и Олдфилдом, и без того не очень хорошие, ухудшились окончательно. Майк и так не был доволен своим контрактом, подписанным еще в 1973 (по которому он должен написать 13 студийных альбомов), так ему еще и стали указывать какую музыку он должен писать.
В 1990 г. на свет появился Amarok. Этот альбом - полное возвращение к инструментальной музыке и содержит в себе одну композицию длинной 60 минут. Этот диск подтвердил репутацию Майка как мульти-интрументалиста. Музыкант сам сыграл на более чем шестидесяти инструментах, включая такие "инструменты" как башмаки, ложки, ногти и т.д. Продажи альбома были не высокими, а критики так и не определились с его оценкой. Фанаты же Олдфилда были просто в восторге. На протяжении 48 минут в альбоме азбукой Морзе выстукивается "послание" Ричарду Брэнсону, главе Virgin: "Fuck off, RB!". Таким образом Майк в открытую начинает конфликтовать со своей звукозаписывающей компанией.
Heaven's Open, последний необходимый альбом для завершения контракта с Virgin, вышел в 1991 г. Конфликт между Олдфилдом и Брэнсоном проявился и здесь: в композиции Make, Мake музыкант критикует погоню Virgin за коммерческим успехом за счет оригинальности музыки. Далее конфликт проявился в Music From The Balcony, где Майк демонстративно прерывает мелодичную музыку грубыми и резкими звуками. Также альбом примечателен тем, что впервые Олдфилд спел сам. Для этого он в течении шести месяцев брал уроки вокала у Хелены Шенель, обучавших таких певцов как George Michael, Peter Gabriel и Paul Young. Голос композитора можно услышать в песни Heaven's Open. Сразу после выхода этого альбома Майк подписывает контракт с WEA Records и на шесть месяцев уезжает в Лос-Анджелес для записи нового альбома.
Премьера альбома Tubular Bells II состоялась 4 сентября 1992 г. в старинном эдинбургском замке. Комбинация великолепной музыки, энтузиазм фанатов (увидевших Майка впервые за 8 лет) и вдохновляющий финал с огромным фейерверком сделали этот концерт самым запоминающимся в карьере музыканта. Шоу было записано на видео и с тех пор неоднократно транслировалось по всему миру. Tubular Bells II имели большой коммерческий успех и к настоящему времени продано свыше 2 миллионов копий альбома. Сингл Sentinel, на который был снят видеоклип с использованием аннимации, стал самым успешным со времен сингла Tubular Bells. После выхода диска последовал европейский тур, посвященный 20-летней годовщине Tubular Bells, кульминацией которого стали четыре концерта в лондонском Albert Hall.
Два года спустя The Songs Of Distant Earth сломал все шаблоны музыкальной индустрии - он стал первым коммерческим альбомом, включившим в себя элементы виртуальной реальности. Сам же альбом был основан на одноименном романе английского писателя-фантаста Артура С.Кларка. Роман так понравился Майку,что он решил записать альбом посвященный ему. Он связался с Кларком и получил разрешение на это. Когда демо-версия была готова, музыкант отослал её писателю. Музыка очень впечатлила Кларка, и он даже написал вступительную статью к буклету диска. Альбом получился очень необычным для Майка и это сказалось на продажах - они были довольно низкими. Видео на Let There Be Light, выпущенное в 1995 г. в цифровой форме, было очень впечатляющим и получило приз за оригинальность спецэффектов. В это же время именем Oldfield была названа малая планета № 5656.
В 1996 г. Майк выпускает диск Voyager - собрание десяти инструментальных композиций в кельтском духе. Семь из десяти трэков являются переработками старинных ирландских и шотландских мотивов, а три новые композиции - стилизованны под них. В записи альбома Майку помогали Лондонский симфонический оркестр и известная исполнительница кельтской музыки Maire Brennan. Альбом получился очень спокойным и расслапи...ющим и, хотя и не был принят критиками, открыл новую грань таланта мульти-инструменталиста. В том же году Олдфилд переезжает на Ибицу, в спроектированный им самим дом.
Следующий альбом - Tubular Bells III, появившийся в 1998 г., был навеян Майку кассетой с записью клубной музыки, которую ему дал послушать друг. Впервые у Майка появились жесткие ритмы, хотя и всего лишь в двух композициях. Первая композиция практически является ди-джейским ремиксом на оригинальные Tubular Bells. Альбом был представлен "живьем" в Лондоне и был записан на видео. Не вошедший в альбом трэк Tubular Bells X был включен в саундтрэк к культовому фильму "Секретные материалы"(The X-Files).
Выпущенный в 1999 г. Guitars является возвращением к корням творчества Майка - гитаре. Все музыкальные партии, включая даже ударные, были сыграны с помощью различных гитар. Летом этого же года последовал большой тур по Европе, параллельно с работой Майка над новым проектом, посвященному концу второго тысячелетия. Этот альбом - The Millenium Bell, был представлен 31 декабря 1999 г. в Берлине и сопровождался грандиозным лазерным шоу. Сам альбом содержит 11 музыкальных кусочков, навеянных различными историческими событиями, такими как рождение Христа, заря технологической эры или открытие Америки.
Последние годы Майк усиленно занимался работой над созданием музыкальной виртуальной реальности, которую он начал еще в 1995 г. Созданная Олдфилдом и его командой виртуальная реальность напоминает симулятор полета над вымышленным трехмерным миром. После окончания работы над проектом, Майк пошел по компьютерным фирмам предлагать свою игру. Однако ни одна компания не заинтересовалась ей. Все посчитали, что игра, в которой не нужно стрелять и не нужно ничего собирать, не вызовет интереса у покупателей. И тогда Майк принимает решение сделать игру частью своего нового альбома. Альбом Tres Lunas вышел в начале 2002 г. и состоит из двух дисков. Первый диск - собственно музыка, второй - диск CD-ROM с демо-версией игры.