Москва слезам не верит – «вот и стало обручальным нам Садовое кольцо» Перед нами история жизни трёх провинциалок, которые приехали в Москву учиться и искать свою судьбу. Антонина (Раиса Рязанова) хотела простого женского счастья, Людмила (Ирина Муравьева) мечтала найти себе богатого мужа, а Катерина (Вера Алентова) больше всего стремилась учиться и сделать карьеру. Все мы получаем то, чего хотим, главное правильно формулировать свои желания и не ошибиться в собственных чувствах. Именно Тоня, которая точно знала, чего хотела от жизни, оказалась самой счастливой из всей троицы: она вышла замуж за простого парня, родила троих детей и прожила довольно-таки счастливую семейную жизнь, несмотря на то что «сначала на холодильник копили, потом на телевизор, потом стиральную машину купили».
Увы, двум другим девушкам повезло меньше. Людмила, упорно посещая популярные места, где бывают богатые женихи, в обычном вагоне метро встречает хоккеиста Сергея Гурина (Александр Фатюшин) и выходит за него замуж. Однако вожделенное счастье заканчивается быстро - Гурин начинает пить. Разочарованная Людмила бросает мужа, но по-прежнему слепо верит в свою удачу.
Катерина проваливает экзамен в институте и идёт работать на завод. Легко согласившись «составить компанию подруге», которая ищет богатого мужа, она встречает Рудольфа (Юрий Васильев). Однако, как оказывается, молодой человек ищет не любовь, а невесту с квартирой. В результате их неудачного романа Катя остается одна с ребенком на руках; «между лекциями бегает в садик», прибегая с работы, стирает пеленки, а ночами горько плачет в подушку, переводя будильник ещё на два часа назад. Звонит будильник и зритель видит нашу героиню уже через 20 лет, в совсем другое время, и в другой жизни, которую Катерина построила своими руками.
Именно этот скачок во времени и «зацепил» молодого режиссера Владимира Меньшова, который прочитал сценарий Валентина Черныха, занявший на конкурсе работ о Москве третье место. Известно, что до Меньшова сценарий смотрели знаменитые тогда режиссеры, но никто не захотел снимать фильм. Ведь в то время мелодрамы были не в почете. Однако он решился взяться за казалось бы «провальную» тему, решился и победил.
«Не сразу всё устроилось, Москва не сразу строилась...»
Владимир Меньшов снял честный фильм о жизни провинциалов в Москве, о дружбе, о любви, о стремлениях и мечтах человека - его можно пересматривать бесконечное количество раз и каждый раз открывать для себя что-то новое. Прошло уже почти 30 лет со дня выхода картины, но никому ещё не удалось снять ничего подобного, хотя попыток было несчетное количество. И это совсем неудивительно, ведь для того чтобы снять такую ленту, Меньшову на своём личном опыте пришлось поверить, что «Москва слезам не верит».
Во-первых, режиссеру и его жене Вере Алентовой выпало на долю пройти от начала до конца сначала студенческое общежитие, затем театральное, после чего они стали настоящими москвичами, получив маленькую комнатку.
Во-вторых, когда Меньшов снимал картину, никто не верил в её успех, на площадке царили просто-таки упаднические настроения. Коллеги Владимира считали, что ничего серьёзного из этого не получится. «Это катастрофа», - говорили режиссеру товарищи, посмотрев картину первый раз.
Но и это ещё не всё. Мало того, что практически во всём режиссеру приходилось подчиняться суровым требованиям «Мосфильма», так ещё и к неизвестному тогда режиссеру никто из знаменитых актеров не хотел идти сниматься.
Роль Кати предлагали Ирине Купченко и Маргарите Тереховой, первая отказалась из-за занятости, а вторая сослалась на более интересное предложение. В итоге роль досталась жене Меньшова - Вере Алентовой.
Гошу Меньшов уже готов был сам сыграть, хотя на роль пробовались Виталий Соломин, Игорь Охлупин, но не один из них не подошёл. Владимир хотел попробовать на эту роль Олега Ефремова и Вячеслава Тихонова, но, как-то наткнувшись на фильм «Дорогой мой человек», Меньшов увидел Баталова и сказал: «Вот он! Гоша!». К счастью, Алексей Баталов согласился.
«Все в Москву лезут, будто она резиновая»
Большинство знаменитых тогда актеров на предложение сняться в «Москве слезам не верит» отвечали просто: «Нет, это неинтересно». Так было с ролью мамы Рачкова. Клара Лучко, Инна Макарова и слышать ничего не хотели. Пригласили Евгению Ханаеву, которая уже была знакома с Владимиром Меньшовым по его первой картине «Розыгрыш».
От роли Людмилы отказалась Анастасия Вертинская, затем Меньшов увидел в телеспектакле Ирину Муравьеву, и сразу узнал в ней свою героиню, в итоге роль Муравьёвой оказалась одной из лучших в картине.
Галина Польских, которой предложили сыграть Тоню, и вовсе обиделась: как вообще ей такое играть предлагают. Кандидатуру Нины Руслановой выносили на обсуждение худсовета, но интереснее образ выходил у Рязановой, которая в итоге и стала Тоней, а Русланова обиделась за то, что ее не взяли.
Интересная ситуация сложилась с ролью Рудольфа, здесь было больше всего кандидатов. Олег Видов даже не ответил на предложение, Алексей Жариков, посмотрев сценарий, поморщился, отказался и Лев Прыгунов. Поразил своим контраргументом режиссера Владимир Ивашов, сказав «Как это я буду играть такого подлеца, бросившего женщину с ребенком!». Хорошие пробы были у мужа Татьяны Васильевой Анатолия, но он не был таким очаровательным и бессовестным Дон Жуаном, каким в итоге оказался Юрий Васильев, сыгравший Рудика. Актер был старше своего героя, но выглядел прекрасно и вышел настолько неотразимым, что все женщины Советского Союза поняли Катерину, влюбившуюся в такого красавца.
Самая интересная история вышла с Натальей Вавиловой. Единственной актрисой, с которой режиссер определился сразу, была Александра. Меньшов понял, что она просто предназначена для Вавиловой. Но ее родители были категорически против съемок. Девушка тогда только начала учиться на курсах в МИД и даже не подходила к телефону. Владимир вместе с Алексеем Баталовым поехали к родителям Наташи. Когда те открыли дверь и увидели Баталова, они были просто потрясены. Алексей даже не знал, о какой актрисе идет речь, но, когда увидел Наташу, попросил родителей: «Отпустите, не такая уж у нее большая роль. Наташа сможет сниматься и учиться». Родители согласились, а Наташа в итоге бросила курсы, поступила во ВГИК и стала актрисой.
Сегодня, к сожалению, многих актеров, сыгравших в «Москве слезам не верит», нет в живых. Умер Юрий Васильев, ушел из жизни Александр Фатюшин, сыгравший хоккеиста Гурина. Нет на свете Владимира Басова, у которого была крохотная, но хорошо запомнившаяся зрителям роль (и не только по бесконечным хождениям его героя в туалет). Именно его герою принадлежат бессмертные слова о том, что «в сорок лет жизнь только начинается». Нет с нами Евгении Ханаевой, блестяще сыгравшей маму Рудика. Зоя Федорова сыграла в картине свою последнюю роль вахтерши с её незабываемым «Хэллоу! Общежитие слушает».
«Работаем мы в разных местах, но жить я надеюсь, будем вместе!»
«Москва слезам не верит» хоть и вызвала бурю критичных отзывов у коллег Меньшова, но, тем не менее, понравилась Брежневу, и её судьба была решена. В течение первого года фильм посмотрели более 85 миллионов человек. Картину купили сто стран мира. По миру шли триумфальные премьеры, на которых неизменно отсутствовал один человек - режиссер Владимир Меньшов. Позже он узнал, что на него в КГБ лежало два доноса от коллег, потому его и не выпускали из страны. И даже на церемонию вручения «Оскара» Меньшов не смог приехать. Заветную статуэтку режиссеру удалось подержать несколько минут, когда на официальном приеме «компетентные органы» ему вручили её и тут же забрали обратно.
Владимир Меньшов получил много ударов и критических отзывов от своих коллег. Но прошли годы, этих обвинений уже никто не помнит, а «Москва слезам не верит» вот уже почти 30 лет остается любимым фильмом для многих российских зрителей. А что может быть дороже зрительской любви, растянутой на несколько поколений?
Мы смотрим картину и учимся у главных героев жизни - кто-то кокетству Людмилы, кто-то целеустремленности Кати. Вместе с ними мы радуемся, плачем и смеемся. Их мысли поступки искренне понимают даже те, кто ни разу не пытался покорить Москву. Теперь мы все «совершенно точно знаем, что в сорок лет жизнь только начинается» и стоит сильно обжечься один раз, чего-то в жизни добиться, плакать ночами в подушку, только для того, чтобы потом сказать ему «Как долго я тебя искала».
Думаете, со временем всё изменится, и эта картина уйдёт в прошлое? Ну что ж «поговорим с вами через двадцать лет!»